Волчица мать | ||||
Очень долгое время в СССР считали, что философия Ницше недостойна изучения, что она пропагандирует нацизм и даже фашизм. Но так ли это? Ницше был великим философом и его труды бесценны (теория сверхчеловека, Заратустра, Утренняя заря, да и много других). Ведь даже рассматривается такая версия, что некоторые тезисы, которые были использованы фашизмом, были написаны не самим Ницше, а его любимой сестрой. Лично для меня этот великий философ был и останется великим ученым, который перевернул всю европейскую философию, ведь до него иожно было с уверенностью говорить, что ".. Вся европейская философия, это лишь добавление к философии Платона...". К тому же интересным фактом является из его биографии, то что он вырос в глубоко религиозной семье, а его философские труды говорят об обратном. А как вы относитесь к философии Ницше и к нему самому, как к философу? |
||||
Anenerbe | ||||
Ты меня опередила, я тоже хотел создать тему, посвященную Ницше. Отношусь к нему очень положительно, то, что его философия взращивает в человеке –силу, гордость, чувство собственного достоинства –хорошо. Мне близки его работы так говорил Заратустра, Злая мудрость, и более сложные работы по ту сторону добра и зла, человеческое, слишком человеческое. Его воспринимает злым и циничным человеком, -это далеко не отвечает действительности. Мир философии –очень разнообразен. в нее входят множество концепций- историю, литература, религия, психология и даже поэзия. Ницше восхищался Россией, и русскими писателями Достоевским, Толстым. Также он часто критиковал свое собственное государство, считая , что Германия больше не рождает литераторов, писателей и т.д. Он вырос в протестантской семье, но не смог принять идеи Христианства. Немецкие студенты восхищались идеями Ницше, когда он приезжал в города в честь него устраивали факельные шествия, но он всячески был против таких действий. Очень положительно отношусь к его творческому наследию. |
||||
Immortal | ||||
На мой частный взгляд, это самое спорное в его идеях... Ницше видел в христианстве одну из причин "слабости" европейской цивилизации. |
||||
Unicorn | ||||
Да, и даже одну из работ озаглавил - "Антихристианин"... В философии Ницше меня в своё время заинтересовал один интересный пункт. Ницше утверждал, что логика "человечество гибнет, потому что в нём процветают войны, падает мораль и т.п." неверна, поскольку истинное положение вещей совершенно противоположно: процветание агрессии и падение нравов обусловленно именно тем, что человечество гибнет. Этот факт Ницше считал предопределённым свыше, проявлением верховной воли. И сверхчеловек по Ницше - это тот, кто имеет мужество жить сообразно это верховной воле и не страшиться её предопределения. Предопределённость же гибели человечества у Ницше очень напоминает неизбежность прихода Кали Юги (Тёмной эры) в индуизме и Конца света в христианстве... |
||||
Immortal | ||||
Своего рода фатализм?
...или Гибели Богов у германцев... |
||||
Unicorn | ||||
О понятии "сверхчеловек" у Ницше: ...Немаловажным объективным обстоятельством стало то, что в текстах Ницше отсутствовало систематическое представление о понятии “сверхчеловек”: “Слово "сверхчеловек" для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность "современным" людям, "добрым" людям, христианам и прочим нигилистам...” Такая “размытость” образа обусловливала противоречивость интерпретаций у самого Ницше. Е. Трубецкой назвал концепцию германского философа о сверхчеловеке “сводом всех внутренних противоречий учения Ницше вообще” . Действительно, Ницше, много писавший о сверхчеловеке, но никогда не выходивший за рамки поэтической символики и знаковой образности, не оставил “четкого” описания того, что реально представляет собой сверхчеловек: “Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!” “Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?” “Человек — это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, — канат над пропастью”. “Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека”. “Что такое обезьяна для человека? Посмешище или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек для сверхчеловека: посмешищем и жгучим стыдом”. “Впрямь, грязный поток человек. Надо быть морем, чтобы суметь принять в себя грязный поток и не оказаться нечистым”. “Я учу вас о сверхчеловеке; он — это море, в нем может утонуть и ваше великое презрение” . Источник - тут. |
||||
Unicorn | ||||
Ещё о сверхчеловеке Ницше: Центральное понятие своего учения сам Ницше определяет следующим образом: «это люди, которые проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, но по отношению к "добрым" людям - они немногим лучше необузданных хищных зверей», звучит довольно устрашающе, не правда ли? Но на самом деле – это, по мнению автора, только потому, что: «Так чужда ваша душа всего великого, что вам сверхчеловек был бы страшен в своей доброте…». Добрые здесь не значит хорошие. Добрые – это те кто распинают всех пишущих новые ценности на новых скрижалях, а значит приносят себе в жертву будущее, человеческое будущее. Добрые - это бездумно, а значит бессмысленно верующие; те кто не могут созидать и никогда не говорят правды. Добрые – это христиане с их Крестовыми походами на все, что они не приемлют. Добрые – это те кто были и будут всегда начало конца… Следует так же обратить особое внимание на примечательную особенность этих "белокурых бестий": их врождённые благородство и аристократичность, которых так не хватает нынешним господам: олигархам и политическим деятелям, которым только деньги (зачастую весьма грязные) дают право на иллюзию господства над "массами". Сверхчеловек - это новый культ, но уже всех личностей, далеко выходящий за рамки тоталитарного культа личности обычных людей. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этот тип нужно вырастить, а для этого Ницше не дает каких-либо специальных рецептов, т.е. он выступает лишь как пророк - предвещающий приход нового времени. Его Заратустра - это еще не сверхчеловек, это "мост" к сверхчеловеку, а обычные люди - это исходный материал, почва для созревания Сверхчеловека. Сверхчеловек - это религия Ницше, изложенная наиболее полно в его библии. |
||||
Темплар | ||||
Гитлер частью основывал свою идею на философии Ницше,но он неправильно ее понимал:например его изречение "Я это война" означало что внутри человека должна постоянно идти война с самим собой,а Гитлер понял это так что человек должен все всемя воевать с другими людьми | ||||
Волчица мать | ||||
Да откуда вы берете такие факты??? ![]() |
||||
Реланиум | ||||
Я бы сказал, что первый шаг все же сделал Шопенгауэр. Он заговорил о том, что вся Гегелевская сладко-слащавая философия - это фикция. Но он слишком опередил свое время. Ницше, так сказать, расширил и углубил. Конец 19 - начало 20 века - это время разочарований и ломок. Просто наступил такой исторически обусловленный момент. Поэтому христианские ценности, которые проповедовались в семье и вообще в обществе, не привились самому Фридриху. То было время духовного кризиса.
Вообще вся трагедия философии Ницше в том, что ее воспринимают очень буквально, что собственно и сделал Гитлер, интерпретировав философа искаженно, и что кстати до сих пор делают многие максималистически настроенные личности. Отсюда такое пугающее сплочение фашизма и Ницше. |
||||
Темплар | ||||
Я не утверждаю что Ницше был теоретиком фашизма или кем-то таким,я говорю что его идеи были неправилно поняты |
||||
Anenerbe | ||||
Вообще сравнивать идеи фашизма с идеями Ницше достаточно справедливо. Ни надо лукавить, немцы понимали идеи Ницше для построение высшего типа человека- "Сверхчеловека" Хватит причислять Ницше к гуманитарным добродетелям и гуманистам -это не отвечает эго теории. Против этого вся его философия. Фашистом Ницше не был, но его идеи отвечали позиции фашизма. Для одних фашизм –философия. Для других концентрационные лагеря. |
||||
Реланиум | ||||
Да полноте. Никто не причисляет Ницше к гуманистам. Все дело в том, как его трактовали. Можно любую добродетель превратить во зло, а недостаток в достоинство. А те, кто любят говорить о фашисткой философии, просто очень любят слово "философия". |
||||
Воланд | ||||
Заратустра взял труп себе на спину и пустился в путь. Но не успел он пройти и ста шагов, как человек подкрался к нему и стал шептать ему на ухо -- и гляди-ка, тот, кто говорил, был скоморох с башни. "Уходи из этого города, о Заратустра, -- говорил он, -- слишком многие ненавидят тебя здесь. Ненавидят тебя добрые и праведные, и они зовут тебя своим врагом и ненавистником; ненавидят тебя правоверные, и они зовут тебя опасным для толпы. Счастье твое, что смеялись над тобою: и поистине, ты говорил, как скоморох. Счастье твое, что ты пристал к мертвой собаке; унизившись так, ты спас себя на сегодня. Но уходи прочь из этого города -- или завтра я перепрыгну через тебя, живой через мертвого". .......................... Ни пастухом, ни могильщиком не должен я быть. Никогда больше не буду я говорить к народу: последний раз говорил я к мертвому. К созидающим, к пожинающим, к торжествующим хочу я присоединиться: радугу хочу я показать им и все ступени сверхчеловека. Одиноким буду я петь свою песню и тем, кто одиночествует вдвоем; и у кого есть еще уши, чтобы слышать неслыханное, тому хочу я обременить его сердце счастьем своим. Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь их гибелью! Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян. Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! И это говорит идеолог фашизма? ![]() |