jah knight | ||||||||||||
мне кажется что нас отличает фантазия. нас отличает от всех других то, что мы способны иметь представление о несуществующем, отсюда оно потом и создается. в этой фантазии все: цифры, буквы и т.д. можно ли отнести фантазерство к абстрактному мышлени я не знаю, но мы явные фантазеры. по-этому быть материалистом неестественно - это противоречит природе человека. | ||||||||||||
rach123 | ||||||||||||
Откуда, интересно, вы знаете, что у животных нет фантазии и абстрактрого мышления ? Вообще, насколько я знаю, мозг еще остался не изученным (как у человека, так и у животных). то, что, вероятно, они не так развиты, как человек еще не означает, что у них мышление не развито... Спор о существовании бога - бессмысленный. Либо "человек" ![]() |
||||||||||||
jah knight | ||||||||||||
вы правы не знаю. но это не мешает делать мне предположения ) хотя попробую обьяснить свое предположение. животные не поступают иначе, определенный вид делает все так же как и другие, в основном. например некоторые виды рыб, по своему желанию не останутся одни. думаю таких примеров может много Это сообщение отредактировал jah knight - 12-03-2007 - 22:43 |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Arhondula:
Религиозный импульс я рассматриваю как определнную потенцию, заложенную в человеке. Это своего рода способность (что и указано в определении), а не давление по жизни. Человек своей "бесконечной свободой" как может принять ее как данность, так и отторгнуть. Он все равно останется человеком, поскольку религия- это не Бог, а творение рук человека,- его путь к Богу. Идти или не идти- это каждый должен определить для себя.
Так вы на основании данного определения и не будете в этом сомневаться. Это они будут сомневаться, что вы есть.
Надеюсь насчет Бога вам понятно- на этом заморачиватся не стоит. Но насчет всех людей- здесь формально все люди. Но если рассматривать бомжей издалека- люди, а если кто- то приведет их к себе домой и не скажет через два дня, что это животные... тогда я ничего не понял в людях.
Так я не влезаю- я всего лишь констатирую, что понятие о Боге пресуще только человеку. Но изучать религиозные вопросы с помощью атеистических метод так же не имеет под собой основания. Это напоминает попытку закрутить молотком лампочку в патрон с криком: "Да будет свет." Интересно в данной связи высказывание Антония Великого в споре с философами: "Вам не понять умом того, что мы понимает сердцем."
Я наверное киник, нескольку люблю все упрощать, но с некоторыми философами по вашей ссылке ознакомился и могу написать слабенькое определение личности: Личность- это интеллектуальные и духовные начала, располагающиеся на тонкой психической основе, непосредственно связанные с сознательной деятельностью; формируется онтогенетически в процессе воздействия социума. Сами понимаете, что личности бывают разные, а у кого- то напрочь отсутствуют. |
||||||||||||
rach123 | ||||||||||||
исключительно по физическим данным. Просто определение, данное Сократом, неполное. Если по подробней описать, то, возможно и получится не петух, а человек. А остальное (помимо физического) - приложится, поскольку существо физически развитое как человек - и есть человек во всех смыслах этого слова. |
||||||||||||
summus amicus | ||||||||||||
Очень много говорилось о том, что абстрактное мышление присуще только человеку. Как тогда объяснить тот факт, что известная горилла Коко, имеющая в лексиконе около 2000 слов, способная составлять связные предложения. Может шутить над собой (называя себя "маленькой птичкой"), ругаться (туалет, дьявол), выстраивать логические обобщения ("орех - камень, ягода", "лебедь - вода, птица") Также известны эксперименты с обезьянами бонобо (разновидность шимпанзе), которые прекрасно обучаются языку глухонемых, и !!! могут обучать ему своих сородичей, а также "переводить". При этом известно, что та же горилла Коко идентифицирует себя с человеком, называя себя не иначе как по имени, в то время как своих необученных сородичей называет "черными тварями". И наконец попробуйте спросить поисковик - обезьяна играет в компьютерные игры - уровень реакции сопоставим с реакцией 10-летнего ребенка. И единственно, прошу, не переводить дискуссию по этому поводу в поиск мнимых отличий дрессуры и осознания - человек "дрессируется" с младенчества, на протяжении тысячелетий. Важнейший вопрос в том, зачем человеку на какой-то из ступеней эволюции понадобился язык. Не напрасно же в первых главах ветхого завета говорится о том, что Адам давал имена всем тварям населяющим Эдемский сад. |
||||||||||||
ATV | ||||||||||||
Наличие предрассудков и стыда отличает человека от животного ) | ||||||||||||
Arhondula | ||||||||||||
[QUOTE]Очень много говорилось о том, что абстрактное мышление присуще только человеку. Как тогда объяснить тот факт, что известная горилла Коко, имеющая в лексиконе около 2000 слов, способная составлять связные предложения.[QUOTE] А факт наличия слов в лексиконе попугаев и использования ими ругательств уже объяснили? Горилла - новый этап в изучении этого феномена? И собачек, умеющих считать (им ведома великая абстракция числа), уже перещагнули? Причем заметь, удивление вызывает только то обстоятельство, что животные пользуются сочетаниями звуков, присущими человеку. Мне вот гораздо удивительнее то обстоятельство, что у животных вообще есть язык. То есть набор звукосочетаний, с помощью которых происходит коммуникация и передача информации. Впрочем, язык и абстрактное мышление, видимо, вещи разные. [/QUOTE]При этом известно, что та же горилла Коко идентифицирует себя с человеком, называя себя не иначе как по имени, в то время как своих необученных сородичей называет "черными тварями". [QUOTE] Зай, ты уверен, что называние себя по имени есть доказательство самоидентификации с человеком? Скажи, что ты пошутил. "Попка хороший" (или "попка дурак") о какой самоидентификации говорит? Я нередко употребляю глаголы в 1-ом лице в мужском (!) роде. Ты не замечал, что я воспринимаю себя мужчиной? [/QUOTE]обезьяна играет в компьютерные игры - уровень реакции сопоставим с реакцией 10-летнего ребенка.[QUOTE] А игры, в которые играют дельфины, не смогут повторить и взрослые люди. [/QUOTE]И единственно, прошу, не переводить дискуссию по этому поводу в поиск мнимых отличий дрессуры и осознания - человек "дрессируется" с младенчества, на протяжении тысячелетий.[QUOTE] Угу. Натаскивается на осознание. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
"Бесконечно свободен" лишь труп. По этому определению выходит, что атеисты это недочеловеки либо ущербны..
Так это только полпути. Надо задуматься, почему? Наличие понятия Бога у человека - это следствие именно того, что он человек, а не причина называть человека человеком только потому что он рассуждает о Боге. |
||||||||||||
Kaaakka | ||||||||||||
Для того, чтобы это заявить, нужно, наверное, самому стать животным. Что значит «осознавать себя»? Я понимаю это как возможность разделить Космос на Я и не-Я. Из личного опыта мне кажется, что именно это свойство присуще животным, хоть и не могу это более-менее строго обосновать. Это сообщение отредактировал Kaaakka - 15-03-2007 - 06:42 |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Насколько я понимаю, самосознание даже детям неприсуще, они только после трехлет начинают себя идентифицировать, то есть воспринимать себя как объект, совершающий действия, какие он хочет совершить. Но это больше вопрос к специалистам. |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Реланиум:
Вот как раз нет. У трупа нет степеней свободы, поскольку идет речь об отсутствии жизни как таковой. Опять же труп не может решить- закопают его, кремируют, или так бросят.
Речь как раз о степени свободы человека. Но это ни в коем случае не ущемляет прав атеиста- в этом его свобода. Да и об истинном атеизме можно говорить лишь по преодолению трех возможных события в жизни человека: -войны (или другого жизненного лишения); -серьезного заболевания самого (или близких любимых); -старости. Если были преодолены эти факты и не сформировалось какой- либо (пусть самой зачаточной веры), то можно говорить о личностном атеизме. Да и сама диалектика она подразумевает , что "что- то такое есть" (как говорят некоторые люди), поскольку выдает при рассмотрении такую дуалистическую пару: неразумная природа- Высший Разум.
Как вы правильно сказали. А следствие или причина- это у каждого свое.
|
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Вот именно, что трупу это уже НЕ нужно, он от этого свободен. А человек несвободен хотя бы потому, что ему нужно есть и пить. Поэтому разговор о какой-то "безграничной свободе" в рамках человеческой жизни вообще представляется несуразным.
Атеисты с вами не согласятся. Я, кстати, тоже.
Я говорю лишь о том. что вы перпутали причину со следствием. Ваше определение некорректно с точки зрения методологии, это вам скажет каждый. В философии, которая этими вопросами как раз и занимается, однозначного определения человека, насколько мне известно, нет до сих пор. Спросите об этом подробнее у Arhondula, она по образованию философ. Вообще, как мне кажется, в теме четко не выделен сам вопрос: вас интересует определение человека, процесс становления человеческой личности или то, как мы определяем свою принадлежность к такому-то виду. |
||||||||||||
дегенерат | ||||||||||||
да. жестко. после такого и писать серьезное что-нибудь страшно.
он труп и он свободен даже от этого определения - свобода. по-этому он не свободен, и не несвободен. вот так. он вообще никакой, труп и все. хотя все равно выходит что он самый свободный. только слово свободный ему не подходит, надо какое то другое слово и определение свободе трупа дать. хотя зачем? он же труп. пшел он на...
а могли бы и по простому как нибудь определить. например. человек - разумное животное. так просто, чтобы определение было.
ого.
у слово этого слова нету определения. это кто как хочет так и думает ) получается так.
вот, вот, а то дрессированные обезьяны надоели уже всюду свои права иметь, а за животными таких прав не признавать. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Что-то вы заговорились...
Таких вот "простых" определений как раз много, но ни одно из них не отражает полной сути. Назначение таких определений исключительно предметное, только в рамках рассматриваемого вопроса. Универсальностью они не обладает. То, что привели вы еще и неоднозначно. |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Реланиуму. Трупу уже ничего не нужно- даже свободы. В вопросе о божественном- смотря через какую призму философии смотреть: тренсцендентальную- Бог- причина, через имманетную (или еще лучше сказать антропоцентристскую)- Бог- следствие. А проходить через данные испытания- я пожелал бы вам только через старость, поскольку она неизбежна. Там видно будет. Arhondula мне так же нравится, я просто настаиваю на безжалостной критике определения, поскольку "по образу и подобию" (т.е. когда похож на человека- то человек)- оно несколько устарело и не соответствует реалиям. Вот и хотелось бы с такими умными оппонентами придти к общему человеческому знаменателю. ![]() |
||||||||||||
summus amicus | ||||||||||||
2Arhondula Не увидел полемики в твоих словах, однако продолжу) Надо ввести, на мой взгляд, ключевое понятие - социализация. Человеку присущ наиболее продолжительный, по сравнению с другими животными, период социализации, адаптации к жизни в обществе - 14-15 лет в традиционном обществе, до 25 в индустриальном и постиндустриальном. Нет ни одного животного, которое выделяет такое количество времени для подготовки индивида к самостоятельной жизни. (Ремарка на полях - "мне-то хватит 25?") Так вот. Хочу заострить внимание на этапе ранней социализации. Именно том времени когда человек начинает себя осознавать, идентифицировать себя по принадлежности к полу (к слову о твоих глаголах ![]() Начал мучать яндекс - нашел термин феральные люди (яндекс мне сразу указал на то, что я мог ошибиться в написании и связал мой запрос с антропоморфными поделками из экскриментов). Так вот в большинстве зафиксированных случаев эти люди не смогли адаптироваться к новым условиям, и хоть научались ходить на ногах и использовать нехитрый словарный запас ученые констатировали, что полноценными членами человеческого общества такие люди стать не могут. И напоследок бородатая штука - в пойме волги был найден ребенок, воспитанный раком. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Вот именно. Но я не понимаю, что вы привязались к этому трупу, потому что речь то о живых, а живые несвободны именно потому, что они - живы. |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Труп- это ваш пример, я всего лишь ввожу некоторые уточнения. ![]() Свобода человека зиждется прежде всего на таком понятии, как свобода воли. Причем это не все, что угодно, а реализация в созидательном плане за счет деланья, неделанья, терпения. Деструктивные же наклонности ограничиваются социумом, и реализация человека на данном поприще для меня определяется не как свобода, а как вседозволенность. А свободе воли, насколько я помню, писал такой философ, как Ж.П. Сартр. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Да, он писал, что человек максимально свободен только тогда (равен самому себе), когда делает выбор между жизнью и смертью. | ||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Вообще говорить о свободе человек не может, так как это нечто с позиции опыта недоказуемое. Поэтому, опять же, использовать это слово в опеределении опасно.. | ||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Свобода- она разная бывает. Д.Юм в свое время говорил, что "величайшая свобода человека- это свобода мысли". А касаемо Сартра- в этом он не нов. Достоевский в романе "Бесы", устами героя Кириллова, озвучивал теорию "человекобога", сводящуюся к тому, что человек сравняется с Богом, когда сам решит о дне и часе своей смерти (суициднет, короче, в полном здравии рассудка). Если вы обратили внимание, то свое определение человека я сделал после прочтения христианской антропологии, поскольку поиски в атеизме увенчались нахождением "социального животного" и "голой обезьяны". |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Еще один экзистенционалист- К.Ясперс указывал на то, что у человека два выбора- полная свобода в отстраненности от общества и бунта или полное слияние с социумом. А свободу определить и ее степени- это отдельная тема. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Да, я обратил внимание. Но я считаю, что разговор у нас какой-то бессмысленный.. Вам не кажется? |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Вы считаете, что в человеке нет никакого смысла? ![]() Если о человеке не говорить, то и жить не стоит, а так хочется. ![]() Мы как-то с вами при обсуждении темы перескочили на свободу и Бога. Нужно все- таки определиться пошагово. С самоидентифицирующей личностью вы согласны, или для вас это так же бессмысленно? |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Реланиум, коль человек существует, то имеет смысл говорить о нем. Не имеет смысла говорить, когда его нет. На мой взгляд: человек- это объективная реальность. Пожалуй, с бытием Бога в своем определении я погорячился, поскольку нельзя познать его сущность, но можно попытаться усмотреть его присутствие (следы). Посему меняю бытие на бытийность в своем определении. |
||||||||||||
Реланиум | ||||||||||||
Бытийность? | ||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Примерно так. Бог здесь был, но куда- то вышел. |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
В одном споре мне задали вопрос: как можно доказать наличие Бога? Прямых методов не существует. Но доказательства можно найти по свидетельствам Библии, а именно Нового Завета (Евангелии). Существовал такой Богочеловек, как Иисус Христос, что подробным образом описано во всех Евангелиях. Есть свидетельство, что он умер на кресте (после удара милосердия сотником Лонгиным в печень копьем- после такого не выживет никто,- профессиональный военный на то и существует). Но мы встречаем свидетельство, что он воскрес, и мало того, был вознесен. Человеческой природе несвойственно воскресать, так значит Богу. Вот такое доказательство. Можно, конечно, доказывать, что Библия- это выдумка. Но в последнее время все чаще библейская археология подтверждает события, описанные в ней. Примерно так. Это сообщение отредактировал М.Вульф - 09-04-2007 - 14:12 |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Думаю, что человек- биологический вид, плюс то, чего нет у животных. | ||||||||||||
rach123 | ||||||||||||
по-моему понятие "биологический вид" и включает в себя вашу фразу "чего нет у животных"... этим-то этот биологический вид и отличается от других (столь же биологических) видов... Вы не задумывались, что все ваши мысли - это биологические (вернее химические реакции ?) - что это просто образование белков, и реакция на них вашего-же организма. То, что в человеке это более развито, чем в других "биологических видах" вовсе не означает, что он стоит выше их (это все равно что ставить птиц выше по развитию судя по тому, что человек не умеет летать...) |
||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
Так вы считаете, что человек- это животное? Или все- таки человек- это "продукт" общества?
Описанная вами- это слишком примитивная схема работы нервной системы . Опять же на белки реагирует только гуморальная система регуляции. Нервная же система сочетание биоэлектрического ответа мембраны плюс передача импульса между нервными клетками с помощью медиатора. Но как возникают мысли- это пока еще не изучено до конца.
Чего уж проще- взял авиабилет на самолет и полетел быстрее всяких птиц. :)
Где вы в моем определении увидели "выше"? З.Ы. Можно ли по вашему высказыванию сделать вывод, что мысли о человеке в западном мире остались на уровне Дж. Локка с его концептом "человек- это животное"? |
||||||||||||
rach123 | ||||||||||||
Это зависит от того, что вы хотите получить от понятия человека... Если хотите узнать, что он из себя представляет, то скорее нужно подходить естественнонаучно, и читать статьи разные, биологическо-медицинские... А если вас интересует его осознание себя - то тут и можно обращаться к философам... Но только это к материальному существу человека отношения иметь не будет. При чем тут "западный мир" ? И чем вам не нравится Локк ? Вон Ньютон когда свои законы опубликовал - думаете с тех пор что-то изменилось и они не действуют ? Вообще к философии я отношусь скептически, т.к. она зачастую не строится на реальных измерениях и данных. В случае древних философов - это можно понять, т.к. наука тех дней была неразвитая... Надо сказать, что либо вы хотите услышать научные данные о том, что есть такое "человек", либо просто "философские" размышления - и это будет просто "переливание из пустого в порожнее" :) , что делалось уже многие годы до нас... :) |
||||||||||||
++Roman++ | ||||||||||||
Человек - это биоробот, укравший у создателей разум. Прямо с дерева. Добра, зла и познания. А бессмертие с древа жизни - не удалось. Пришлось стать бессмертным как вид))) | ||||||||||||
М.Вульф | ||||||||||||
От "понятия человека" я хочу добиться полноты понимания такого субъекта, как человек. Правда есть и ваше утверждение от прошлого года:
Вы так же придерживаетесь данной позиции?
Можете не читать- я вам и так скажу: отличие человека от высших приматов в 2% генетического материала (и соответствуещей этому конструкции тела) и "сереньком веществе"- коре головного мозга.
Да уж- философия может больше запутать, чем распутать.:)
Локка в его же время за данный концепт критиковал Шиллер. С Ньютоном вообще забавный скандал получился- некто Роберт Гукк, ученый секретарь английского королевского научного общества утверждал, что данные законы сэр Ньютон у него своровал. И обосновывал автор статьи (в которой я данную инфу вычитал) по данному поводу тем, что Ньютон увлекался алхимией, имел целую лабораторию, но никаких открытий в химии не сделал, хотя в то время их была целая волна.
Философия и не стремится к открытию абсолютных истин- это вам не теология.:) Но она дает неоценимое качество- способность к рассуждению и методику доказательства. |